Что такое классическая резьба по дереву
В современном мире ручная резьба очень часто заменяется машинной. Люди гонятся за временем, и это быстрее, за дешевизной - несомненно, дешевле. Но как можно сравнивать ручной труд, эксклюзивную мебель с машинными подобиями? Никакая машина не передаст энергетики человеческих рук, да и вообще, все то, что стандартно, всегда «мёртво», и только мебель неповторимая, содержащая в себе частичку души автора, способна вызывать эмоции. Человеку непосвящённому трудно представить всю сложность изготовления резных изделий, так почему бы не познакомиться поближе с этим ремеслом. Попробую описать все этапы изготовления филенчатой кухонной дверки из массива дуба, где филенка представляет собой полноценное резное панно, для изготовления которого используется совмещение двух видов резьбы - рельефной резьбы и прорезной резьбы. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна. Рельефная резьба по дереву имеет относительно высокий рельеф - 5 - 10 мм.
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах его глубины. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Подборка фона на большую глубину способствует лучшему выявлению формы орнамента; значительно богаче становится и игра светотени на украшении, возникает возможность использования более широкого круга орнаментальных мотивов.
Работа над рельефной резьбой включает несколько стадий
Всё начинается с того, что продумываю узор, рисунок резьбы. Рисунок (шаблон) изготавливаю в натуральную величину и перевожу на кальку (см. рис.1)
После этого необходимо через копировальную бумагу перенести рисунок на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрываю тонким слоем прозрачного лака. (см. рис.2)
После этого нужно с помощью электролобзика удалить фон там, где это задумано. (см. рис.3)
Далее обычно начинаю с надрезания контура орнамента, причем, как правило, надрезаю сначала детали, лежащие в верхних точках рельефа, а затем детали в низких точках рельефа. Места контура орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезаю глубже, чем места, соприкасающиеся с деталями рисунка.
Снятие фасок или подрезку начинаю с деталей орнамента, а затем снимаю фаски со стороны фона так, чтобы глубина во всех местах была одинаковая. Подрезаю фон и заоваливаю детали орнамента отлогими, средними и крутыми стамесками. Там, где надрезка контура оказалась мельче снятой фаски, делаю повторные надрезы, чтобы удалить стружку. Фон подбираю, начиная с наиболее крупных мест.
Правда, чаще использую другую технологию, сейчас не буду на ней подробно останавливаться. Сразу приступаю к выборке фона на глубину 5-10 мм. Чем больше глубина выборки фона, тем резьба будет более живой и рельефной (см.рис.4.)
Перехожу к резьбе орнамента. Лепестки и завитки обрабатываю осторожно и тщательно, пользуясь небольшими стамесками крутого профиля. Срезая листья, стамеску веду с верхней точки по направлению выгиба листа. Стороны листьев срезаю более отлогими стамесками за один-два раза, как позволяет строение древесины. Заканчиваю рельефную резьбу орнамента мелкими прорезями. Следом с помощью резцов по дереву придаю форму листьям и завиткам. Чем больше прорезей на листьях, тем они смотрятся живей. (см.рис.5 и 6).
В результате получается почти готовое изделие.Остается зачистить фон, постепенно выравнивая плоскость во всех фоновых местах филенки. Для зачистки фона пользуюсь средними прямыми стамесками, малыми полукруглыми стамесками и клюкарзами. После зачистки фона поверхность рельефной резьбы шлифую (каждый листик). (см.рис.7)
На нижнем рисунке 7.1 виден полностью зачищенный фон.
Теперь остаётся для выразительности сделать на свободных участках фона рельеф. С помощью молотка и пуансона с нужным рисунком приступаю к чеканке фона.(см.рис.8.). Если сравнить два рисунка 7.1 и 8, то можно увидеть разницу в отделке фона.
Итак, выполнил рельефную резьбу на филёнке, а так как филёнка является частью мебельной дверцы, то после завершения всех отделочных работ (см. рис.9.) можно видеть готовое изделие.
⚡ Буду признателен, если вы поделитесь ссылкой на сайт в соцсетях со своими друзьями!